Православная икона: путь к пониманию.

Православная икона — это особый мир. Ее очень трудно понимать нам, современникам, потому что привыкли считывать информацию только из текстов, слов, предложений. А икона требует считывания не слов, а смыслов: через цвет, свет, пространство, время, жест, лик.

Раньше могли это делать, потому, что книг читать не умели, пользовались более простым (теперь для нас – более сложным) способом понимания Божественных истин. Икона – это Библия для неграмотных, говорил папа Григорий Двоеслов.

А как быть нам, грамотным и умеющим читать, но утратившим понимание смыслов, выраженных другим способом? Надо учить этот язык, как иностранный. Другого способа нет. Но когда научишься читать, тогда начинает приоткрываться совершенно новый мир, не похожий не только на словесный, но и  на наш, обычный. Мы начинаем жить и разговаривать с сакральным сверхъестественным миром.

Православная икона имеет несколько слоев понимания: первый — самый простой – сюжетный. Он считывается с непосредственного изображения, с жестов, пространства, надписей, с того, что на первом плане. Здесь очень важно знать содержание и историю сюжета.

icona1

Феофан Грек. Донская икона Божьей Матери. Тип «Елеус» (Умиление)

Когда люди ходили в храм, священник об этом рассказывал, икона лежала на аналое, к которому подходили, прикладывались и понимали ее. Утратив язык иконы, возникла необходимость сначала получить знание из текстов, а потом уже перевести его в образ иконы. Так всегда, когда начинаешь изучать иностранный язык: сначала по-русски, потом – по-английски (испански, французски и т.д.).

Второй слой прочтения – смысловой. Он передается не через сюжет, а через цвет, свет, лик, одежду, позу. Существует своя символика цветов, каждый из которых означает тот или иной смысл. При этом существуют иконописные школы, в которых преобладают те или иные цвета.

Одни школы в основу кладут красный цвет, другие – зеленый, третьи – голубой. Это отражает особенности конкретной школы. Поэтому один и тот же образ может быть выполнен в разной цветовой гамме, неся информацию не только о сюжете, смысле, но еще и об иконописной школе.

icona2

Андрей Рублев.  «Троица». XV век

Так историки иконы без труда могут отличить северную иконописную школу от суздальской, или школу Андрея Рублева от школы Феофана Грека, или православную икону от католической. Все это требует особых знаний, в том числе и исторических.

Третий слой – нравственный, выражающий личное интимное отношение с иконой. Существует, например, несколько типов православных икон, одни из которых тебе лично ближе, другие – не так трогают. Как книги: одни твои, другие – не воспринимаешь. Так в изображении Богородицы существует три основных типа:

«Умиление» («Елеуса»), «Путеводительница» («Одигитрия») и «Молящаяся» («Оранта»).

Есть еще один тип – акафистный, который не укладывается ни в один из вышеперечисленных типов, являясь иллюстрацией к акафистам, посвященных Богородице. Выделяют также тип

«Всемилостивая» («Панахранта») и «Заступница» («Агиосоритисса»).

icona4

Богородица. Тип Панахранта. Иллюстрация из Кодекса Гертруды (Псалтирь Гертруды), XI в.

Каждый из них несет свой смысл, но на одних больше действует один образ, на других – другой, на третьих – третий, в зависимости от духовного и душевного склада стоящего перед иконой. Икона выбирает, а не мы. Она в нас входит, а не мы в нее.

Женщинам в большинстве своем близок образ типа «Умиление», в котором Мать (Богородица) ласкает Младенца-Иисуса, мужчинам – более строгий – «Одигитрии», в котором образ Божьей Матери и Богомладенца очень строгие. Она указывает на Него как на путеводителя ко спасению, а Он – сложил перст в благославляющий жест.

Мне, например, близок образ «Оранты» («Молящаяся»), где Богородица стоит одна и молится за нас поднятыми в молитвенном жесте руками с открытыми ладонями (пример – «Спорительница хлебов»). Она может быть изображена в полный рост или по пояс, но всегда присутствует молитвенный жест. Так нас захватывает пространство иконы, воздействуя на нашу молитвенную жизнь.

icona5

Богородица. Тип «Оранта» (Молящаяся). Ярославль. Около 1218 г.

Четвертый смысл иконы — самый сложный. Он обращает нас к сакральности, к Царству небесному, в котором устанавливаются отношения с невидимым миром. Дойти до этого уровня очень сложно, потому что это уже уровень созерцания невидимого, который собственно и не нуждается ни в каком образе и доходят до него опытные в молитве и духовном подвиге.

Таким образом, чтобы понять православную икону, надо включить очень многое: и знание сюжета, которого у нас часто нет, и зрение, которое умеет видеть цвет и свет, и знание иконографии, которое тоже очень скудно, если не сказать – отсутствует, и умение молиться и жить со Христом.

Но когда узнаешь, что означает на иконе цвет, лик, время, пространство, жест, как они работают, икона оживает, начинает говорить. Ты начинаешь с ней разговаривать, обращаясь к ней, к Господу через тех святых, которые предстоят на иконе за нас. Надо понимать, что молитва перед иконой всегда обращена к Иисусу, а святые, изображаемые на них, только молитвенники перед Ним за нас.

icona6

Дионисий. Икона «Распятие». 1500 г.

Православная икона – это целый мир,  чтобы изучить ее язык, надо делать маленькие шажки, постепенно осваивая и практически пробуя понять ту или иную икону. Будем вместе делать эти шаги.

ИСТОЧНИК

просмотров (10)

Добавить комментарий