Два рецепта против прокрастинации

Личная проблема или страсть – какое отношение к христианству имеет привычка бесконечно откладывать дела – рассказывает инокиня Евгения (Сеньчукова).

Делала что угодно, но не писала статью о прокрастинации

Пару недель назад меня попросили написать о страсти, которую авторы «Добротолюбия» и вообще «классические отцы Церкви» не знали – о прокрастинации.Чтобы пояснить, что такое «прокрастинация» и какое отношение она имеет к человеческим страстям, то есть к предмету аскетики, мой дорогой читатель, я расскажу тебе всю историческую правду появления этой статьи.

Вот, собственно, и вся история. Много дней спустя я сижу за компьютером, пью чай, придумываю концепции для книжек, которые не пишу, проглядываю ленту в фейсбуке, подумываю разобрать почтовый ящик… нет, это отдельный повод для прокрастинации… – но я не пишу статью о прокрастинации.

Если кратко: прокрастинация – это откладывание важных дел на потом, отвлекаясь на всякую мелочь. Или даже не на мелочь – просто совсем не на то, что надо.

Прокрастинацию иногда путают с ленью («Завтра, завтра, не сегодня – так лентяи говорят»), но беспечный лентяй совершенно не похож на мрачного и загруженного прокрастинатора.

Глаза прокрастинатора красны от ночных бдений в интернете, круги под ними глубоки и черны от недосыпа, ликом он бледен и вечно устал, а сердце его преисполнено чувством вины за сорванный дедлайн.

Лентяй же просто лежит на диване и спит. Или читает любимую книжку. Чихать ему на дедлайн. Он не берет на себя дел, которые хоть каким-то образом связаны с дедлайнами.

Или берет. Тогда в конечном итоге у лентяя возникают большие проблемы, но об этом он подумает завтра. Когда дедлайн таки схватит за горло.

Кстати, сейчас я прокрастинирую, потому что говорю о частностях, не подходя к сути дела.

Оригинальная, неизвестная христианам страсть

Вообще-то ничего нового в прокрастинации нет. Еще Сенека писал: «Пока мы откладываем жизнь, она проходит». А Бенджамин Франклин сказал фразу, ставшую ныне девизом борьбы с прокрастинацией: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

А что же христианство? Неужели оно обошло такую важную проблему? Может, и вправду это какая-то оригинальная, неизвестная христианам ранее страсть?

Вернемся немного назад и зададимся вопросом: почему прокрастинацию путают с ленью? Ответ прост. Последствия для социума – те же. Емеля, лежащий на печи (согласно сказке – великий прокрастинатор, кстати: воду-то, заказанную семейством, он привез в итоге, да еще и печку ходить научил, ибо лень – все-таки лень! – двигатель прогресса), как и Вася, лежащий перед телевизором и на все жалобные просьбы починить розетку отвечающий «потом», потому что «сейчас» перед ним стоят сложные геополитические проблемы, озвученные в телеэфире, – является балластом для всей семьи.

Так вот. В этом контексте прокрастинация предстает нарушением очень старой заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22:39, а также младший современник Христа иудейский авторитет рабби Акива).

Нравится ли тебе, мой дорогой читатель, когда на твою просьбу ввернуть лампочку, прислать отчет о проделанной работе, проделать, в конце концов, эту нужную тебе работу – отвечают бодрым: «Сделаю!» и не делают?

Вот и делайте обещанную работу в срок. И вворачивайте лампочки, если уж обещали.

Если вам кажется, что никакого отношения прокрастинация ко грехам не имеет и это личная проблема человека, предлагаю обратиться к Священному Писанию:

«У одного человека было два сына. Как-то он подошел к одному из них и говорит: «Сын, пойди поработай сегодня в винограднике». «Не пойду», – ответил сын, но потом он передумал и все же пошел. Отец подошел к другому сыну и попросил о том же. Сын ответил: «Да, я пойду», а сам не пошел. Кто из них выполнил просьбу отца?» (Мф. 21:28-31).

Многие притчи Христа имеют два контекста: эсхатологический и бытовой. Эта не исключение. Вот как ее толкует блаженный Феофилакт Болгарский:

«Господь приводит здесь два рода людей, из которых одни сначала дали обещание, – таковы были иудеи, говорившие некогда: «Все, что сказал Бог, сделаем и будем послушны», а другие – люди, первоначально не покорявшиеся, каковы блудницы и мытари, равно и язычники; все эти люди сначала не слушались воли Божией, а, в конце концов, покаялись и послушались.

Заметь здесь премудрость Христа: Он не сказал фарисеям сначала: «Мытари и грешники лучше всех вас», нет, Он сперва уловил их. Они сами признали, что из двух сыновей более покорный тот, который на деле исполнил волю отца. Когда же они признали это, Господь прибавил: «Пришел Иоанн путем праведности», то есть жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна. Однако же в то время как блудницы послушали его, вы – нет; потому они и предваряют вас, то есть вперед входят в Царство Божие. Постарайтесь же и вы, уверовав, войти хотя бы после них. Если же не уверуете, то и вовсе не войдете.

И ныне многие дают обет Богу и отцу стать иноками или священниками, но после обета не хранят усердия, а другие не давали обета об иноческой или иерейской жизни, но проводят жизнь, как иноки или иереи; так что послушными чадами оказываются они, так как исполняют волю отца, хотя и ничего не обещали».

Итак, иудеи, знавшие Закон, зачастую его не выполняли, потому что были заняты гораздо более «важными» делами: очищением чаш, мытьем рук перед едой (не из гигиенических, а из ритуальных соображений), самое главное – забывали. Вернее, совершенно не забывали, потому что заповеди о любви к Богу и ближнему они отлично знали и, прижатые Спасителем к стенке, зачастую их цитировали. Они их откладывали. Потом. Поближе к приходу Машиаха (внимание, эсхатология – сейчас мы к ней вернемся). Потому что мыть руки проще.

Грешники же в какой-то момент понимали, что поступают нехорошо, и, засучив рукава, брались за дело исполнения заповеди.

Обещания надо выполнять, поэтому расставь приоритеты

Бытовой пример блаженный Феофилакт приводит очень специфический: некоторые миряне, не давая никаких обетов, живут порядочнее, чем давшие обеты священники и иноки. Могу привести пример более конкретный. Я знаю массу мирян, которые читают, скажем, Псалтирь ежедневно. Просто так. Безо всяких обетов. Потому что им хочется помолиться. При этом в течение дня они ноют о своей ужасной усталости, о том, что им хочется немедленно завалиться спать – но приходят и начинают читать Псалтирь.

Между тем, для монаха чтение Псалтири если не обязанность, то часть молитвенного правила. Которое он обещал выполнять. Сам обещал – никто за уши под ножницы не тянул. И вот такой «канцелярский» монах типа меня (я не говорю сейчас о людях, которые сначала целый день в трапезной, потом на службе, потом опять в трапезной, потом полы моют, а в келью доползают часа в два ночи – им простительно) целый день занимается «очень важными делами», которые как раз можно было бы сделать в любое время. В итоге Псалтирь читается посреди ночи с сердцем, сокрушенным не о грехах своих тяжких, а о потраченном времени.

Есть много способов избавления от прокрастинации. Иногда она доходит уже до того, что без специалиста не обойтись.

Но для начала есть два простых средства: моральное и практическое. Моральное: обещания надо выполнять. Практическое: расставь приоритеты.

То, что требует меньше времени и нужно поскорее, сделай сразу. То, что требует больше времени, но тоже нужно быстро сделать, раздели на части и сделай с передышками. Во время передышек – либо честно отдыхай, либо делай простые, неспешные дела.

Вот, собственно, и вся аскетика.

Инокиня Евгения (Сеньчукова)

 

просмотров (36)

Добавить комментарий